Как правильно выбирать шины: особенности летних, зимних и всесезонных шин

20 марта 2023

Правильно подобранные покрышки имеют такое же большое значение, как исправные тормоза или вовремя выполненный сход-развал. Недооценивая роль колес, можно ухудшить качество езды транспортного средства, снизить его управляемость и маневренность, динамичность и тормозную эффективность. Многие согласны с тем, что это слишком высокая цена за экономию нескольких минут времени.

С чего начать подбор новой резины?

Чтобы автомобиль полностью раскрыл свой потенциал, а водитель и его пассажиры смогли насладиться комфортом и безопасностью, покрышки должны соответствовать нескольким главным критериям.

На что обратить внимание прежде всего:

- рекомендации автопроизводителя, приведенные в руководстве по эксплуатации транспортного средства;
- основные характеристики резины (сезонность, дизайн, свойства компаунда, специфическое строение);
- возможность применения альтернативного размера (отличающегося от заводского);
- привычки водителя;
- интенсивность и частота использования автомобиля, уровень его загруженности;
- тип дорожной поверхности в регионе и будущая география перемещений (город, сельская местность, бездорожье);
- дополнительные требования автовладельца (низкий профиль, уникальный дизайн, «беспрокольные» технологии).

Очевидно, что параметров имеется немало и не все они отображены в системе фильтров. Однако разобраться с назначением той или иной модели не составит труда. Достаточно освоить основную информацию и составить «портрет» искомых шин.

Типоразмер: зачем читать сервисную книжку к автомобилю?

Современный авторынок насыщен различными типами транспорта. Дифференцируя ассортимент, производители смогли максимально удовлетворить запросы и потребности отдельных категорий потребителей. В то же время, возникла потребность в специализированных покрышках.

В результате, в документах на авто появился целый раздел, касающийся оптимальных габаритов шин. Рекомендации дополнительно продублированы на табличке, которая «украшает» центральную стойку кузова. Автопроизводитель обычно пишет о том, какую ширину и высоту должны иметь шины. Также указаны посадочные диаметры резины и уровень внутреннего давления, которого необходимо придерживаться.

Часто разработчики предлагают определенный диапазон значений, поэтому у вас остается определенная свобода выбора. Однако не стоит пытаться обхитрить систему и монтировать шины с кардинально отличающимися габаритами. Последствия могут проявиться в снижении ходовых качеств транспорта, а в худшем случае привести к возникновению аварийной ситуации.

Почему не бывает идеальных шин?

Покрышки настолько отличаются друг от друга по параметрам и свойствам, что невозможно найти модель, которая с одинаковой эффективностью работала бы в разных условиях. Более того, рассчитывать на появление такой резины также не стоит. Изобретение идеальных универсальных шин технически невозможно.

При поиске новой резины следует принимать во внимание следующие характеристики:

- тормозные свойства на сухом и влажном покрытии;
- уровень управляемости (скорость реакции на команды руля);
- экономичность (первоначальную стоимость и способность экономно расходовать топливо);
- легкость монтажа и замены;
- устойчивость к аквапланированию;
- комфортабельность (акустический и механический комфорт);
- долговечность и устойчивость к износу.

Картина будет четкой, если выделить несколько основных приоритетных параметров. Например, в дождливом регионе будут актуальны специальные дождевые шины. Они показывают хорошую устойчивость к аквапланированию. Однако в то же время они могут проигрывать в таких аспектах как управляемость и торможение. Эти свойства следует искать в шинах, разработанных для использования в сухом и жарком климате.

Точно так же одни и те же покрышки не могут быть одновременно экономичными и износостойкими. Это обстоятельство особенно огорчит владельцев спортивных автомобилей. Стоит отметить, что покрышки для скоростного транспорта отличаются по конструкции от других моделей. Низкий профиль дает им впечатляющую маневренность, но неблагоприятно влияет на устойчивость при езде по мокрому асфальту.

Так называемые "зеленые" покрышки способны значительно снизить норму расхода горючего. С их помощью автовладелец может неплохо сэкономить, но только в том случае, если предпочитает медленные поездки на дальние расстояния. Им свойственно пониженное сопротивление качению, тихий и мягкий ход. Естественно, данные модели кардинально отличаются от спортивных покрышек своим быстрым разгоном и невероятной маневренностью.

Летние, зимние и всесезонные покрышки

Сезонная принадлежность является одним из ключевых параметров автомобильной резины. Чтобы водитель мог контролировать свое транспортное средство в любой ситуации и различных погодных условиях, он должен вовремя менять шины с летних на зимние и обратно. Каждый тип резины адаптирован под определенные обстоятельства. Производители инвестируют миллионы долларов в разработку новых технологий и улучшение формул полимерных смесей. Инженеры неустанно совершенствуют протекторные рисунки, обеспечивая их новыми элементами и производительными дренажными системами.

Интересно, что все чаще создатели авторезины используют вторичное сырье. Также они заботятся о том, чтобы утилизировать вышедшую из употребления модель можно было легко и без опасности для окружающей среды. Это является закономерной реакцией на современные тенденции.

Различия между летними и зимними шинами касаются всех важных характеристик: строения протектора, свойств компаунда, веса, реакции на высокую или низкую температуру. Летние обычно более жесткие, их водоэвакуационные каналы относительно неглубоки. Термостойкие присадки гарантируют им выносливость в условиях жары. Как правило, такие покрышки легче зимних, поэтому имеют пониженное сопротивление качению. Для автомобилиста это означает экономию топлива, а для экологии – сокращение токсичных выбросов в атмосферу.

Зимние наоборот, достаточно мягкие и эластичные. Они создают плотное сцепление с заснеженной и обледенелой поверхностью. Для повышения проходимости авто по снегу и слякоти инженеры обеспечивают покрышки большими, рельефными блоками и ламелями. Некоторые модели дополнительно получают металлические шпильки.

Всесезонная резина является неким компромиссом. Ее функциональность сохраняется в очень широком температурном диапазоне, что позволяет избежать необходимости менять шины дважды в год. Однако это актуально лишь для жителей стран с мягким климатом. В других регионах автолюбители применяют всесезонки в переходный период между летним и зимним сезонами.

Как выбрать зимнюю резину?
Покрышки, разработанные для эксплуатации в зимний период, можно разделить на два типа: шипованные и фрикционные. Вторые в свою очередь делятся на скандинавские и европейские. Шипованная резина, как и следует из названия, имеет набор острых металлических элементов, вмонтированных в протектор. Шипы изготовлены из прочного сплава, они предназначены для улучшения сцепления со скользкой дорогой. Сегодня в большинстве европейских стран запрещено использование шипованной резины или имеется ограничение на количество шипов. Как известно, металлические элементы разрушают асфальт не покрытый снегом и льдом. В России такие шины можно использовать повсеместно.

Фрикционки со скандинавским дизайном отличаются от шин европейского типа более рельефным дизайном, повышенным количеством зацепных кромок, а иногда и наличием грунтозацепов. Они прекрасно работают на снегу и льду, а также гарантируют высокий уровень комфорта на сухом и мокром асфальте. Зимние покрышки с Европейским протектором больше рассчитаны на движение по городским улицам, очищенным от осадков. Они отлично противостоят аквапланированию, быстро и чутко реагируют на команды руля, легко маневрируют и нередко получают высокий скоростной индекс (Н и выше).
Благодаря действию морозостойких присадок и добавок, зимний полимер остается пластичным даже при экстремально низкой температуре.

Летние шины - скорость, комфорт и безопасность.
Во время работы над летними покрышками производители принимают во внимание специфику эксплуатации авто в теплое время года. Они усиливают каркасы шин, чтобы автовладельцы могли совершать длительные путешествия. Проектируя дизайны протекторных рисунков, инженеры закладывают максимально возможную курсовую устойчивость и маневренность (за это отвечают продольные ребра жесткости). Не меньше внимания уделяется разгонной динамике и тормозной эффективности, борьбе в аквапланировании и перегреве.

Полимерная смесь обязательно включает ряд термостойких добавок, которые не позволяют резине плавиться при длительном контакте с горячим асфальтом. Жесткость и прочность компаунда обеспечивает автомобилю безупречную управляемость, а также помогает экономнее использовать топливо и развивать по-настоящему высокую скорость. Многие летние шины получают индексы V, W и даже максимальный Y.